Моджахеды методично превращают север Мали в Шариатскую страну

Моджахеды методично превращают север Мали в Шариатскую страну

Западные аналитики обсуждают последствия освобождения моджахедами огромных территорий на севере Мали (карта), площадь которых превысила площадь Франции.

Как пишет британская газета «Guardian», которую цитирует UmmaNews, «Аль-Каида» в Исламском Магрибе (АКИМ), «Ансар ад-Дин» и Движение Таухида и Джихада в Западной Африке (ДТДЗА) используют ситуацию для вооружения и обучения новобранцев, постоянно вступающих в ряды моджахедов. Это может представлять для Европы прямую угрозу.

Нынешним летом исламские бойцы полностью вытеснили из северной части Мали светскую националистическую группировку «Национальное движение за освобождение Азавада», взяв под контроль основные города Гао, Тимбукту, Кидал и Ансого (карта).

На их территории вводится Шариат — здесь ежедневно проводятся мероприятия, направленные на борьбу с тем, что не соответствует Исламу, уничтожаются языческие идолы, склады с алкогольной продукцией и сигаретами, идёт борьба с наркотиками и морально-нравственным разложением.

«Если исламисты продолжат контролировать обширные районы Мали, они смогут дело всё, что им заблагорассудится, а это будет представлять прямую угрозу для Европы», — заявил высокопоставленный западный дипломат в малийской столице Бамако.

«Нельзя забывать, насколько близко этот регион находится от Европы. Сейчас они набирают людей в северных районах Мали, предлагают им деньги, обучают их, вооружают. Если так будет продолжаться и дальше, то когда это затронет Европу напрямую — лишь вопрос времени».

Запад уже предпринимал попытки воспрепятствовать введению Шариата на севере Мали, в частности после начала разрушения языческих культов в городе Тимбукту ЮНЕСКО и местная группировка «ЭКОВАС» («Экономическое сообщество стран Западной Африки») обратились к Совбезу ООН с призывом положить происходящему конец. Африканские марионеточные режимы надеялись, что ООН выдаст санкцию на вторжение в Мали при поддержке США и Франции, однако до этого дело не дошло — Совбез принял резолюцию, но не ту, которой добивался «ЭКОВАС».

Между тем моджахеды уже сейчас готовятся к возможному вторжению харбиев. Так, согласно «Guardian», по периметру города Гао заложено такое большое количество мин, что войти в него для иностранных формирований станет почти невозможным.

В городах идёт организация военных и полицейских подразделений, в ряды моджахедов всё больше вливается местной мусульманской молодёжи, одновременно с этим распространяются шариатские знания, население обучают Исламу.

«У них идёт организация абсолютно всего. Продовольствия, военной подготовки, разведки, идеологической подготовки, — сказал источник в местных марионеточных силовых структурах. — Давайте не будем ошибаться, сотни молодых людей, набранных под именем ДТДЗА и «Ансар ад-Дин», в действительности являются бойцами АКИМ».

На север Мали продолжают стекаться моджахеды из соседних Буркина-Фасо и Нигера (фото можно посмотреть по этой ссылке), а также из Алжира. Как сообщают СМИ со ссылкой на местных жителей, в Гао живёт Амир АКИМ Мухтар Бельмухтар.

«Он живёт здесь с сыном Усамой от его жены-малийки», — сказал один из местных жителей, которого цитируют СМИ.

«Исламисты, поддерживаемые АКИМ, сегодня действительно получили полный контроль в регионе, у них полный доступ к оружию и арсеналам, пришедшим из Ливии», — сказала Валентина Сория, эксперт по вопросам безопасности и борьбы с «терроризмом» в аналитическом центре Королевского института объединённых служб.

«Это вполне может перерасти в ещё более прямую угрозу для безопасности Европы — либо путём предоставления всех возможностей для АКИМ, либо путём осуществления атак непосредственно в Европе или США, или через предоставление убежища людям, связанным с террористическими организациями, чтобы они получили определённую подготовку и доступ к оружию», — говорит Сория и добавляет:

«Сахель находится ближе к Европе, чем Афганистан или Пакистан, и для европейцев проще въезжать и выезжать оттуда, и это обстоятельство даёт всевозможные преимущества с точки зрения логистики для людей, которые хотят примкнуть к АКИМ и её группам-единомышленницам».

По мнению некоторых аналитиков, ситуация для Европы осложняется тем, что под контроль моджахедов попали несколько аэропортов, в том числе международный аэропорт Гао. А это значит, что в случае если АКИМ и союзникам удастся овладеть авиацией, она может быть применена не только при отражении интервенции, но при атаках на Европу.

«Ансар ад-Дин» на самом деле не существует, — говорит малийский аналитики, побывавший в Гао. — Лидеры «Ансар ад-Дин» являются прикрытием для «Аль-Каиды», которая воспользовалась восстанием, поднятым НДОА».

«Да, есть афганцы, да есть алжирцы, но 70% исламистов — малийцы. И есть люди, которые оставили [столицу] Бамако, которые поехали в Гао, чтобы присоединится к исламистам. Ситуация гораздо сложнее, чем Мали хочет признавать», — добавил аналитик.

Впрочем, планы военной интервенции в Мали пока продолжают оставаться лишь планами. Всё упирается в финансовую составляющую. Огромные средства, потраченные на Афганистан и Сомали, выступают здесь в качестве тормоза.

Кроме того, ситуация в Сирии для западного альянса кажется гораздо более важной, хотя бы потому что это один из самых чувствительны регионов, который граничит с «Израилем».

«Здесь проблема в ресурсах, но, как мне представляется, отсутствует стратегическое понимание», — сказало Сория.

 

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр